Ледостойкая платформа на пути к Каменномысскому-морю

По сияющей от ночных огней Неве буксиры тащат огромные металлические блоки. Казалось бы, ничего необычного для портового города, однако на этот раз по реке транспортируют не стандартные контейнеры, а детали первой российской ледостойкой газодобывающей платформы – важнейшего объекта обустройства газового месторождения Каменномысское-море.

Караван неспешно проходит мимо главных символов Петербурга – Эрмитаж, Дворцовый мост, кораблик Адмиралтейства, купол Исаакиевского собора. Впереди – Балтика, сборка в Калининграде, откуда уже готовая платформа отправится по Северному морскому пути в конечную точку дислокации на арктическом шельфе Обской губы.

Элементы платформы (ЛСП «Каменномысская») транспортируются по воде из Астрахани, Петербурга и Северодвинска. Составные части смонтируют воедино, а после весь этот высокотехнологичный конструктор размером с футбольный стадион и высотой с 25-ти этажный дом отбуксируют из-под Калининграда в Карское море. Замысловатая логистика связана с так называемым принципом распределённой верфи, когда в проекте задействованы ведущие центры судо- и машиностроения.

Российский континентальный шельф является регионом стратегических интересов «Газпрома». По запасам газа месторождение Каменномысское-море относится к категории уникальных – около 555 млрд куб. м. Погодные условия на арктическом шельфе экстремальные: морозы достигают минус 60 градусов, нередко бывают сильные штормы. Специфичен и местный лёд: он пресноводный, а значит – более плотный и грубый. И это – важная деталь. Замерзая, вода увеличивается в объёме и давит на корпус сооружения. Для противостояния льду основание платформы – клиновидное.

Важнейшим приоритетом проекта станет безопасность как для окружающей среды, так и для сотрудников. Платформа будет вмещать в себя жилой модуль на 120 мест. На «Каменномысской» пробурят 33 наклонно-направленные эксплуатационные скважины, а на завершающем этапе установят факельные стрелы и вертолётную площадку. В перспективе на базе платформы планируют построить ещё 22 скважины, которые разместят на сателлитных ледостойких блок-кондукторах. 

Сухопутная часть включает в себя установку комплексной подготовки газа и дожимную компрессорную станцию. Также будет построена подъездная автодорога, которая свяжет совершенно неосвоенные просторы мыса Парусный с посёлком Ямбург. Когда строительство будет завершено, газ объёмом около 15 млрд куб. м в год по трубопроводам будет подаваться на берег, а оттуда – в Единую систему газоснабжения России.

Использованы материалы официального сайта ПАО «Газпром»