Самая северная в мире

12 января 2010 года было открыто железнодорожное сообщение от станции Обская, расположенной в 25 км от столицы ЯНАО Салехарда, до Бованенковского месторождения. Эта железная дорога целиком расположена за полярным кругом и является самой северной не только в России, но и во всем мире. До её появления грузы на Ямал приходилось завозить по Северному морскому пути, в том числе в период сложнейшей зимней навигации.

История этого уникального объекта инфраструктуры, предназначавшегося для освоения ямальских месторождений, началась ещё в советское время. Работы, стартовавшие в 1986 году, были поручены предприятию «Ямалтрансстрой». Вскоре стройка получила статус Всесоюзной ударной комсомольской, на неё направлялись бригады и спецпоезда, сооружавшие БАМ – Байкало-Амурскую магистраль. Однако с распадом СССР эту деятельность пришлось свернуть. К тому моменту удалось проложить менее половины трассы.

В середине 2000-х, параллельно с началом освоения Бованенковского НГКМ, «Газпром» решил возобновить строительство. С учётом экстремальных условий и необходимости отремонтировать имевшиеся железнодорожные пути, работы велись достаточно быстро. Применялись особые технологии: насыпь сооружалась из влажного пылеватого песка, который под воздействием низких температур становился очень прочным. А для обеспечения устойчивости в летние месяцы использована послойная система термоизоляции из полимерных и геотекстильных материалов.

Особой гордостью строителей является мост через реку Юрибей. Обычная ширина этой арктической реки – всего пара сотен метров, но в короткий период половодья русло может достигать четырёх километров. Такой длины и пришлось делать мост – он является самым протяжённым в Заполярье. Помимо него были построены несколько десятков мостовых сооружений, а также более 20 станций и разъездов.

К январю 2010-го основной участок от Обской до Бованенково (525 км) был готов. Через год его продлили на 47 км до станции Карская. В перспективе планируется дотянуть железную дорогу до Харасавэйского месторождения.

Некоторые сотрудники АО «Газстройпром», производственных и сервисных компаний принимали непосредственное участие в строительстве этой уникальной железной дороги. А многие из тех, кто работает или работал на Бованенково и Харасавэе, так или иначе имели с ней дело: именно таким способом на объекты попадают стройматериалы, оборудование, техника, ГСМ и другие грузы. Кроме того, по этой линии курсирует пассажирский поезд, доставляющий вахтовиков. Не будет преувеличением сказать, что это главная транспортная артерия Ямала.